Исследование систем сбора и обработки данных статистики взаимной торговли в государствах – членах ТС и ЕЭП, подготовка предложений по их совершенствованию с учетом международного опыта (в том числе стран Европейского Союза)
ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЕКТА
Договором от 6 октября 2007 г., подписанным главами государств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, было закреплено решение о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. С 1 июля 2010 г. Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России начал реально функционировать.
Таможенный союз, как форма торгово-экономической интеграции Сторон, предполагает применение единого таможенного тарифа и других мер регулирования в торговле с третьими странами и свободное движение товаров на единой таможенной территории.
Упразднение таможенных формальностей при перемещении товаров в пределах территории Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России привело к утрате традиционного источника статистических данных о внешней торговле товарами и, следовательно, к существенным изменениям в системах сбора и обработки данных внешнеторговой статистики в государствах – членах Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее – ТС и ЕЭП).
В каждом из государств – членов ТС и ЕЭП в настоящее время сложилась собственная система статистического наблюдения по взаимной торговле товарами с другими государствами – членами ТС. Эти системы формировались в государствах – членах ТС и ЕЭП в разное время и в различных условиях, в связи с чем они имеют отличия как методологического характера, так и в плане организации статистической деятельности.
проект
Исследование систем сбора и обработки данных статистики взаимной торговли в государствах – членах ТС и ЕЭП, подготовка предложений по их совершенствованию с учетом международного опыта (в том числе стран Европейского Союза)
заказчик
Евразийская экономическая комиссия
Это является одной из причин существенных расхождений в данных, формируемых уполномоченными органами Беларуси, Казахстана и России. Несмотря на предпринимаемые усилия по исправлению ситуации эффективный механизм решения проблемы пока не найден.
В целях повышения качества данных статистики взаимной торговли, формируемых уполномоченными органами Сторон, необходимо проведение комплексного анализа применяемых процедур сбора и обработки данных с учетом современных требований, предъявляемым к подобным системам, и положительного зарубежного опыта.
Полученные результаты послужат основой для выработки обоснованных решений и рекомендаций Евразийской экономической комиссии в данной сфере.
ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Основными задачами проекта являлись:
- исследование и выявление различий в системах сбора и обработки данных статистики взаимной торговли в государствах – членах ТС и ЕЭП;
- исследование систем сбора и обработки данных о торговле товарами между странами, входящими в ЕС, а также о взаимной торговле между участниками других таможенных союзов;
- разработка предложений по унификации статистического наблюдения по взаимной торговле между государствами – членами ТС и ЕЭП, а также по совершенствованию систем сбора и обработки данных статистики взаимной торговли в государствах – членах ТС и ЕЭП с учетом международного опыта (в том числе, стран ЕС);
- исследование международной практики проведения досчета неучтенного объема взаимной торговли товарами;
- разработка предложений по методике досчета неучтенного объема взаимной торговли товарами государств – членов ТС и ЕЭП.
В рамках Государственного контракта с Евразийской экономической комиссией компаний ЛайфИТ была проведена научно-исследовательская работа, направленная на анализ систем сбора и обработки данных статистики взаимной торговли в государствах – членах Таможенного союза и Единого экономического пространства и подготовку предложений по их совершенствованию с учетом международного опыта (в том числе стран Европейского союза).
В ходе проекта специалистами ЛайфИТ:
- проведен сравнительный анализ и дана оценка состояния организационно-методологического, правового и информационного обеспечения процессов сбора первичных данных статистики взаимной торговли товарами в государствах – членах ТС и ЕЭП;
- проведен анализ существующей практики организации статистических наблюдений по взаимной торговле товарами между странами, входящими в Европейский союз (на примере системы Интрастат (Intrastat)), а также между участниками других таможенных союзов, в том числе анализ применяемых методологических подходов и форм представления первичных данных;
- выявлены основные проблемы, возникающие в процессе сбора и обработки данных статистики взаимной торговли товарами в государствах – членах ТС и ЕЭП;
- разработаны предложения по унификации и совершенствованию систем сбора и обработки данных статистики взаимной торговли в государствах – членах ТС и ЕЭП, включая предложения по критериям определения круга респондентов статистического наблюдения, позволяющим обеспечить полноту данных и исключить двойной счет, по составу показателей (обязательных и дополнительных) и макету формы представления первичных данных, по применению порогов статистического наблюдения, по установлению взаимосвязи с данными налоговых органов и бизнес-регистра;
- разработаны предложения правового и организационного характера по повышению мотивации участников ВЭД в целях повышения отчетной дисциплины респондентов;
- проведены исследование международной практики проведения оценки неучтенных объемов взаимной торговли между участниками таможенных союзов, в том числе методик проведения аналогичных оценок в государствах – членах ТС и ЕЭП;
- проведена экспертная количественная оценка не учитываемого объема взаимной торговли товарами в государствах – членах ТС и ЕЭП;
- разработаны предложения по методике досчета не учитываемых объемов взаимной торговли товарами государств – членов ТС и ЕЭП на основе балансового метода, использования данных налоговых органов государств – членов ТС и ЕЭП, данных об объемах дистанционной торговли и данных иных источников информации, оценки объемов взаимной торговли, информация о которой поступает с временным запаздыванием.